Региональный оператор

Реформа обращения с ТКО в вопросах и ответах

Основные вопросы, с которыми сталкивается жители, юридические лица и предприниматели на территории Свердловской области в своей деятельности при обращении с твердыми коммунальными отходами (ТКО):

 

1. Зачем нужна реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами?
Сложившаяся десятилетиями и существующая на сегодняшний день в России система сбора и удаления ТКО основана на захоронении отходов на несанкционированных свалках. Лишь в небольшом количестве случаев ТКО размещаются на обустроенных в соответствии с действующими нормами полигонах. Следовательно, полигонная система захоронения отходов не выполняет требования по снижению негативного воздействия на окружающую среду и подлежит изменению.
В Свердловской области полигонов для размещения образуемых отходов не имеют 28 муниципальных образований, 47 муниципалитетов используют для этих целей свалки, абсолютно не соответствующие природоохранному законодательству. Полигоны же, включенные в государственный реестр, то есть признанные законными, есть только в 30 муниципальных образованиях.
При такой системе, когда не реконструируются полигоны и свалки переполнены отходами, решение вопросов переработки ТКО, равно как и экономии природных ресурсов и снижения негативного воздействия на окружающую среду, не представляется возможным.
Именно поэтому основная задача реформы заключается в формировании принципиально новой, современной системы обращения с твердыми коммунальными отходами – системы, направленной на повышение экологической сознательности населения и создание такой инфраструктуры, которая позволит максимально сократить захоронение полезных фракций и перейти на их переработку и вторичное вовлечение в промышленное производство.
Успех реформы может быть связан только с созданием новых современных объектов, задействованных в системе сбора и удаления отходов – от заводов до полигонов, оборудованных современными природоохранными сооружениями. В планах Правительства Свердловской области к 2025 году построить 12 мусоросортировочных комплексов.

В рамках реформы будет полностью исключена возможность использования для размещения ТКО несанкционированных свалок. Последних на сегодняшний день в Свердловской области насчитывается более 200 единиц.
В новых условиях региональный оператор при заключении договора на транспортирование ТКО указывает объект их конечного размещения. В случае нарушения логистики, основание для оплаты перевозчику этой услуги утрачивается. А это значит, что попадание ТКО на несанкционированные свалки практически исключается.

2. В чем особенность услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами?
Затраты на вывоз и захоронение ТКО раньше были учтены в составе платы за содержание жилого помещения. Причем расшифровка указанных затрат не везде была обнародована, и не все знали сколько же они платят за соответствующие услуги. В условиях реформы услуга по обращению с ТКО переходит в категорию коммунальной и плата за нее в квитанции будет выставлена отдельной строкой. Те затраты, которые ранее за вывоз и захоронение ТКО учитывались в составе платы за содержания жилого помещения, с 1 января из нее полностью исключаются.
Поскольку все отходообразователи имеют обязательства по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, выбрасывать мусор в несанкционированные места при организованной услуге становиться нецелесообразным, что положительно повлияет на качество окружающей среды в населенных пунктах.
В случае неоплаты оказанной услуги задолженность с неплательщика взыскивается в судебном порядке с начислением пени за просроченные платежи.

3. Как установлен и из каких затрат состоит тариф региональных операторов?
Отбор региональных операторов по обращению с ТКО проведен в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881. Конкурсная документация была сформирована с учетом трех зон деятельности, определенных территориальной схемой в сфере обращения с отходами производства и потребления Свердловской области. В рамках конкурсного отбора заявителями были предоставлены конкурсные предложения по размеру услуги регионального оператора. Таким образом, первоначальная цена на услуги регионального оператора была снижена Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в рамках проведенных конкурсных отборов региональных операторов.
Согласно установленным требованиям, до 1 июля 2018 года региональные операторы направили предложения по установлению единых тарифов на свои услуги в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области.
При установлении указанных величин была учтена следующая структура расходов:
1) услуги операторов по захоронение ТКО на полигонах, в т. ч.:
 плата за негативное воздействие на окружающую среду;
 инвестиционная составляющая;
2) налог на прибыль и НДС;
3) услуги по транспортированию ТКО;
4) расходы на заключение и обслуживание договоров.
В Свердловской области начисление за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет осуществляться с человека за кубические метры, образованные потребителем. Данное решение основано на том, что отходы образуют люди, проживающие в жилых помещениях, работающие на предприятиях и количество образуемых отходов пропорционально количеству потребителей.
Средства, собираемые региональными операторами в объеме единого тарифа, пойдут на строительство новой и реконструкцию действующей инфраструктуры, приобретение большегрузной техники для транспортирования отходов, упорядочение потоков отходов, ликвидацию несанкционированных свалок, то есть на улучшение окружающей среды и обеспечение благоприятных условий проживания населения.

4. Почему выросли тарифы на вывоз отходов?
Рост платы граждан за услугу по обращению с ТКО по сравнению с ранее оказываемой услугой по вывозу и утилизации отходов связан с несколькими факторами.
Исторически сложилось, что размер затрат на оказание услуги по вывозу твердых коммунальных отходов был экономически не обоснован. При системе с экономически необоснованными тарифами потоки отходов направлялись на несанкционированные свалки для сокращения затрат на обращение с отходами. Нередки были случаи отказа операторов от предоставления услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, что способствовало росту количества несанкционированных свалок.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». До 2018 года в тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов не учитывалась и не взымалась с населения.
В существующих условиях и установленных требованиях необходимо строительство новых объектов, обеспечивающих обработку и захоронение твердых коммунальных отходов. Рост цен в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами обусловлен необходимостью строительства новых объектов для обеспечения экологической безопасности сферы обращения с твердыми коммунальными отходами.

5. Сколько региональных операторов в Свердловской области?
В Свердловской области определено три региональных оператора по обращению с ТКО:
в Северном административно-производственном объединении (АПО-1) с центром в городе Нижний Тагил – ООО «Компания «РИФЕЙ»;
в Западном административно-производственном объединении (АПО-2) с центром в городе Первоуральск – ООО «ТБО «Экосервис»;
в Восточном административно-производственном объединении (АПО-3) с центром в городе Екатеринбург – ЕМУП «Специализированная автобаза».
Информация с привязкой к городам по зонам деятельности региональных операторов размещена на сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в разделе «Деятельность» – «ЖКХ» – «Обращение с ТКО».

6. Каковы функции регионального оператора?
Региональный оператор обеспечивает сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в зоне своей деятельности на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор работает самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем на десять лет на основании конкурсного отбора.

7. Куда обращаться по вопросам работы региональных операторов, в случаях, когда некорректно выставлены квитанции и т.д.?
У всех региональных операторов работают «горячие телефонные линии» по обращению с отходами:
в Северном административно-производственном объединении (АПО-1) – ООО «Компания «РИФЕЙ» – 8-800-250-60-06;
в Западном административно-производственном объединении (АПО-2) – ООО «ТБО «Экосервис» – 8-800-100-89-54
в Восточном административно-производственном объединении (АПО-3) – ЕМУП «Специализированная автобаза» – 8-800-775-00-96.

8. Какие отходы относятся к твердым коммунальным?
Понятие твердых коммунальных отходов приведено в Федеральном законе об отходах № 89-ФЗ. К ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО относятся также аналогичные виды отходов, образуемых у организаций и индивидуальных предпринимателей.

9. Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Все собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты. Также коммунальная услуга жителям МКД может быть оказана на основании прямого договора с каждым из жителей (если такое решение принято на общем собрании жильцов) либо через управляющую МКД организацию (УК, ТСЖ, ЖСК). При наличии управляющей организации она обязана заключить договор с региональным оператором.

10. Надо ли заключать договор, если юридическое лицо не осуществляет хозяйственной деятельности?
Любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и предоставляемых услуг, видов реализуемых товаров или выполняемых работ обязано соблюдать все установленные санитарные требования, в том числе вовремя вывозить отходы, как промышленного, так и бытового происхождения. Обязанность юридических лиц заключить договоры на вывоз твердых коммунальных отходов определена федеральным законодательством.

11. Кто должен оплачивать коммунальную услугу, если в квартире никто не прописан?
Данный факт нужно подтвердить справками из паспортного стола. Если в квартире никто не прописан, то плата будет начисляться по количеству ее собственников.

12. Какие нормативы накопления ТКО утверждены для жителей?
Определение нормативов накопления осуществлялось согласно утвержденным Минстроем России методикам с учетом замеров количества отходов по сезонам. Указанные замеры проводились органами местного самоуправления муниципальных образований.
В многоквартирных домах Екатеринбурга норматив утвержден из расчета 0,213 кубометра с человека в месяц, в частном секторе – 0,261 кубометра. Для остальных жителей Свердловской области – 0,169 и 0,19 кубометра в месяц соответственно.
С учетом данных о фактическом количестве образованных ТКО в каждом сезоне, полученных от региональных операторов по результатам оказанной коммунальной услуги по обращению с ТКО, планируется провести сопоставление полученных данных с установленными нормативами накопления ТКО.

13. Сколько стоит вывоз мусора для жителей?
Плата за вывоз мусора с одного человека в месяц составит:
 АПО-1: для жителей МКД – 142,95 рубля, частного сектора – 160,72 рубля с НДС;
 АПО-2: для жителей МКД – 120,59 рубля, частного сектора – 135,58 рубля с НДС;
 АПО-3: для жителей МКД и частных домов в Екатеринбурге – 148,62 и 182,12 рубля с НДС соответственно, в других населенных пунктах АПО-3 – 117,82 и 132,57 рубля с НДС.

14. Будут ли предоставляться льготы на оплату услуги по вывозу ТКО?
Услуга по обращению с ТКО является коммунальной. Согласно действующему законодательству на нее распространяются все льготы, как и на другие виды коммунальных услуг.
Льготные категории граждан:
 инвалиды и участники Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда;
 ветераны боевых действий;
 участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
 инвалиды с I по III группу инвалидности;
 ветераны труда и труженики тыла периода Великой Отечественной войны;
 несовершеннолетние сироты и дети, лишенные родительской опеки;
 многодетные семьи.
Назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами указанным категориям граждан осуществляется в порядке, установленном для назначения компенсации расходов на оплату других коммунальных услуг. Указанные порядки утверждены:
постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012
№ 688-ПП «О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации»;
постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 689-ПП «О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации»;
постановление Правительства Свердловской области от 26.06.2012
№ 690-ПП «О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа».
Также в отношении коммунальной услуги по обращения с твердыми коммунальными отходами распространяются условия получения субсидии на оплату коммунальной услуги, которые определены Законом Свердловской области от 15.07.2005 № 89-ОЗ «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в Свердловской области». К такому условию относится превышение максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленной в размере 22 процентов.

15. Как подтвердить длительное отсутствие по месту проживания и неполучения коммунальной услуги?
Перерасчет за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
При возникновении оснований для перерасчета, собственнику жилого помещения нужно предоставить региональному оператору или управляющей организации подтверждающие документы. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете может быть приложен один из документов:
а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
При условии предоставления необходимых подтверждающих документов перерасчет будет произведен. Заявление на перерасчет подается региональному оператору.

16. Кто ответственен за содержание контейнерных площадок?
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Организация по обслуживанию жилищного фонда (УК, ТСЖ, ЖСК) на основании заключенного договора на обслуживание обязана обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров без переполнения и загрязнения территории.
Право собственности на отходы переходит к региональному оператору с момента погрузки отходов в мусоровоз.

17. Как часто должен вывозиться мусор?
При температуре +5°C и ниже вывоз коммунальных отходов с мест их накопления (контейнерные площадки) должен осуществляться не реже одного раза в три дня, при температуре выше +5°C – ежедневно. Из частного сектора при отсутствии контейнерных площадок мусор вывозится по графику. Графики вывоза должны быть размещены на сайтах региональных операторов и органов местного самоуправления.

18. Как осуществляется коммерческий учет отходов с торговыми организациями, организациями сферы услуг и быта, социальными и культурными учреждениями, садоводческими товариществами и т.д. (с собственниками твердых коммунальных отходов)?
В соответствии с п.5 Постановления Правительство Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
 нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
 количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил, то есть исходя из нормативов накопления отходов или объема отходов, накапливаемых на контейнерной площадке.

19. На селе большой объем образования отходов от животноводства, растениеводства, строительных отходов. Будет ли региональный оператор организовывать обращение с данными видами отходов, и если да, то на каких условиях?
Законодательством не запрещено региональному оператору заниматься обращением с иными видами отходов. Стоимость услуги определяется соглашением сторон в рамках отдельного договора, который может быть заключен с регоператором, в том числе на утилизацию данных видов отходов.

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В Свердловской области открываются «горячие линии» по вопросам обращения с ТКО.

Региональные операторы Среднего Урала открывают «горячие линии» по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Телефоны, по которым жители области смогут из первых уст получить интересующую их в этой сфере деятельности информацию, узнать о правилах содержания контейнерных площадок и сообщить о не вывезенном мусоре, заработают 25 декабря.

По рекомендации областного министерства энергетики и ЖКХ, прием звонков будет осуществляться не только в будние дни, но и во время новогодних и рождественских каникул.

Телефон Call-центра для жителей Екатеринбурга и населенных пунктов, находящихся в зоне ответственности ЕМУП «Специализированная автобаза» – 8-800-775-00-96. Жители Северной административно-производственной зоны с центром в Нижнем Тагиле (ООО «Рифей») смогут свои жалобы направлять на номер 8-800-250-60-06, Западной административно-производственной зоны с центром в Первоуральске (ООО «ТБО «Экосервис») на номер8-800-100-89-54.

Напомним, с 1 января все полномочия по сбору, вывозу и утилизации накапливаемых в муниципалитетах области коммунальных отходов переходят к региональным операторам.

«Задача последних – организовать эту работу качественно и эффективно, с неукоснительным соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм и правил. Самое пристальное внимание указанным вопросам должно быть уделено в предстоящие праздники, когда из-за продолжительного и массового пребывания людей дома объемы накопления мусора, как правило, значительно больше обычного. Грязь и переполненные контейнеры на площадках для мусора недопустимы. Все отходы, невзирая на праздничные дни и каникулы, должны вывозиться в соответствии с графиком, в строго установленные сроки», – отметил министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.

В соответствии с СанПин, подчеркнул глава ведомства, при температуре 5 °C и ниже вывоз коммунальных отходов с мест их накопления должен осуществляться не реже одного раза в три дня, при температуре выше 5 °C – в течение суток.

______________________________________________________________________________________________________________________

 

Вопросы и ответы о работе региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами

Существующая система сбора и удаления твердых коммунальных отходов, сложившаяся за десятилетия, основана на захоронении отходов на свалках, зачастую несанкционированных. При этой системе абсолютно не решаются вопросы переработки отходов, экономии природных ресурсов, негативного воздействия деятельности по размещению отходов на окружающую среду.

Реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами направлена на создание новых объектов, изменение системы в сторону переработки образуемых твердых коммунальных отходов, прекращению захоронения таких полезных фракций как стекло, бумага, пластик, повышение экологической сознательности населения в пользу ресурсосбережения.

Успех реформы может быть связан только с созданием новых современных объектов, задействованных в системе сбора и удаления отходов – от заводов до полигонов, оборудованных современными природоохранными сооружениями.

Поскольку в Российской Федерации практически отсутствуют мусороперерабатывающие заводы или только начинают создаваться, на реализацию реформы необходимы значительные финансовые средства, привлечение которых в сферу позволит снизить нагрузку на население, связанную с тарифами на новую коммунальную услугу – услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В Свердловской области 28 муниципальных образований вообще не имеют полигоны для размещения образуемых отходов, 47 муниципальных образований имеют свалки, которые используются для размещения отходов и при этом не соответствуют природоохранному законодательству. Полигоны, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов, то есть признанные законными, расположены в 14 муниципальных образованиях.

Создание новой современной системы обращения с твердыми коммунальными отходами – это основная задача реформы, реализуемой в субъектах Российской Федерации с участием региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Основные вопросы, с которыми сталкивается Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в своей деятельности при подготовке Свердловской области к реформе, и ответы на вопросы:

  1. Каковы функции регионального оператора?

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в зоне деятельности регионального оператора на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональный оператор работает самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет на основании конкурсного отбора.

Среди основных обязательств региональных операторов, закрепленных в соглашениях об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенных с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области:

-         обеспечить переход на новую систему регулирования деятельностью по обращению с ТКО с 1 ноября 2018 года;

-         заключить необходимые для оказания услуги договоры с потребителями (населением) и операторами, осуществляющими транспортирование, захоронение отходов;

-         оказывать услугу в соответствии с критериями качества услуги, заявленными на конкурсном отборе;

-         обеспечить ликвидацию несанкционированных свалок ТКО, указанных в соглашениях.

 

  1. Сколько будет региональных операторов в Свердловской области?

В Свердловской области определено три зоны и, соответственно, три региональных оператора по обращению с ТКО:

-         в Северном административно-производственном объединении – общество с ограниченной ответственностью "Компания "РИФЕЙ" (г. Тюмень);

-         в Западном административно-производственном объединении – общество с ограниченной ответственностью "ТБО "Экосервис" (г. Первоуральск);

-         в Восточном административно-производственном объединении –Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (г. Екатеринбург).

Информация с привязкой к городам по зонам деятельности региональных операторов размещена на сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в разделе "Деятельность" – "ЖКХ" – "Обращение с ТКО".

 

  1.  В какие сроки начнет работать региональный оператор?

В соответствии с федеральным законодательством об отходах производства и потребления с 1 января 2019 года на все территории Российской Федерации региональные операторы должны приступить к выполнению своих обязанностей. При готовности региона, региональный оператор может приступить раньше обозначенного срока. Датой начала работы в Свердловской области определена дата 1 ноября 2018 года.

 

  1. Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.

Прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий, когда договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор (оператор) осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления.

Текст типового договора установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 и опубликован на сайте регионального оператора. По итогам первого месяца работы региональный оператор направляет жителям квитанции на оплату услуги. При отсутствии письменных обращений о непредоставлении услуги квитанция подлежит оплате в полном объеме.

Жителям многоквартирных домов (МКД) коммунальная услуга по обращению с ТКО может быть оказана на основании прямого договора с каждым из жителей (если такое решение принято на общем собрании жильцов) либо через управляющую МКД организацию (УК, ТСЖ, ЖСК). При наличии управляющей организации она обязана заключить договор с региональным оператором.

 

  1. Нужно ли расторгать действующий договор на вывоз ТКО?

Все договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. В Свердловской области –до 1 ноября 2018 года.

До указанной даты вывоз ТКО с контейнерных площадок организуют управляющие организации, заключенные договоры между управляющей организацией и транспортировщиком действуют до заключения договора с региональным оператором.

 

  1. Как изменится оплата за вывоз мусора для жителей?

С момента утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора услуга по вывозу становится коммунальной услугой в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Единый тариф устанавливается Региональной энергетической комиссией Свердловской области. Плата будет выделена отдельной строкой в платежных документах (квитанциях) при расчетах за коммунальные услуги.

В новой системе оплата будет начисляться исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО (в единицах объема), установленного органами власти. Исходя из положений правил предоставления коммунальных услуг под проживающим следует понимать постоянно или временно проживающего в помещении потребителя. Число таких проживающих определяется точно так же, как и для расчета платы за другие виды коммунальных услуг, в том числе по заявлениям постоянно проживающих в помещении потребителей, на основании акта об установлении количества проживающих, а также – при отсутствии проживающих – по числу собственников помещения. Ранее оплата за вывоз и утилизацию ТКО зачастую начислялась исходя из площади квартиры.

 

  1. Будут ли предоставляться льготы на оплату услуги по вывозу ТКО?

Услуга по обращению с ТКО является коммунальной. Согласно действующему законодательству на нее распространяются все льготы, как и на другие виды коммунальных услуг.

В соответствии с Законом Свердловской области от 25 апреля 2013 года № 40-ОЗ "О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от платы за коммунальные услуги" предусмотрено предоставление гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги.

 

  1.  Кто ответственен за содержание контейнерных площадок?

Содержание контейнерных площадок осуществляют собственники земельного участка, на котором они расположены.

Организация по обслуживанию жилищного фонда (УК, ТСЖ, ЖСК) на основании заключенного договора на обслуживание обязана обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров без переполнения и загрязнения территории.

Там, где собственник не определен и отсутствует управляющая организация, обязанность по содержанию возлагается на органы местного самоуправления.

 

  1. Надо ли заключать договор, если юридическое лицо не осуществляет хозяйственной деятельности? 

Любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и предоставляемых услуг, видов реализуемых товаров или выполняемых работ обязано соблюдать все установленные санитарные требования, в том числе вовремя вывозить отходы, как промышленного, так и бытового происхождения. Обязанность юридических лиц заключить договоры на вывоз твердых коммунальных отходов определена федеральным законодательством.

 

  1. Какие отходы относятся к твердым коммунальным? 

Понятие твердых коммунальных отходов приведено в Федеральном законе об отходах № 89-ФЗ. К ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО относятся также аналогичные виды отходов, образуемых у организаций и индивидуальных предпринимателей.

 

  1. Как подтвердить длительное отсутствие по месту проживания и не получения коммунальной услуги?

Перерасчет за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

При возникновении оснований для перерасчета, собственнику жилого помещения нужно предоставить региональному оператору или управляющей организации подтверждающие документы. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

При условии предоставления необходимых подтверждающих документов перерасчет будет произведен

 

  1. На селе большой объем образования отходов от животноводства, растениеводства, строительных отходов. Будет ли региональный оператор организовывать обращение с данными видами отходов, и если да, то на каких условиях? Законодательством не запрещено региональному оператору заниматься обращением с иными видами отходов. Стоимость услуги определяется соглашением сторон отдельного договора, который может быть заключен с регоператором.

 

По информации Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области

Разъяснения по заключению муниципальных контрактов с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами

Согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, договоры, заключенные бюджетными учреждениями на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов, образуемых бюджетными учреждениями, действуют до заключения договора с региональным оператором.

Бюджетные учреждения заключили договоры на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов с учетом особенностей законодательства в сфере закупок.

Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ в часть 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения, в соответствии с которыми договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается как с единственным поставщиком.

Таким образом, до даты начала оказания коммунальной услуги региональным оператором (01.11.2018) бюджетным учреждениям необходимо расторгнуть заключенные договоры с операторами на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов с учетом требований законодательства в сфере закупок.

В целях плавного перехода от одного исполнителя к другому договор с региональным оператором может быть заключен раньше даты начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО, как с единственным поставщиком, с условием указания даты начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами – 01.11.2018.

По данному вопросу имеются разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.05.2018 № 22270-МП/06.

 

Минстрой РФ разъяснения май 2018

 

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 декабря 2016 г. N 45067-АЧ/04

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направляет разъяснения по установлению федеральным законодательством особенностей в части регулирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2017 — 2019 годах (далее — разъяснения).

Минстрой России просит ознакомиться с разъяснениями и довести их до сведения уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и иных заинтересованных лиц.

Также, Минстрой России просит обеспечить контроль за реализацией уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации своих полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также за неукоснительным соблюдением требований и сроков, установленных федеральным законодательством Российской Федерации.

                                                                                                                                                                                                                         А.В.ЧИБИС

                                                                                                                                                                     Приложение

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

ДЕЙСТВИЯ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩИХ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ

ОТХОДАМИ, В 2017 — 2019 ГОДАХ

Поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года предусмотрен Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 29 декабря 2016 года.

Таким образом, устанавливается переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой обращение с твердыми коммунальными отходами может осуществляться только по договорам с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор).

При этом субъектам Российской Федерации необходимо:

в течение 2017 года — завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом четырех сезонов, утверждению региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее — региональная программа), корректировке территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее — территориальная схема), подготовке документации об отборе региональных операторов и проектов соглашений об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — соглашение);

не позднее 1 мая 2018 года — заключить соглашения с региональными операторами;

до 1 июля 2018 года — обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в орган регулирования;

не позднее 1 января 2019 года — обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании вышеизложенного, до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, а также объем вывозимых твердых коммунальных отходов определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством.

Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы) на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.

Одновременно следует обратить внимание, что согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее — Закон № 89-ФЗ) с момента перехода на новое регулирование в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональными операторами в соответствии с:

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", региональной программой и территориальной схемой.

При этом, согласно положениям статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

На территории субъекта Российской Федерации может действовать несколько региональных операторов. При этом региональные операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Присвоение юридическому лицу статуса регионального оператора и определение зоны его деятельности осуществляется на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ).

Следует отметить, что только при наличии утвержденной территориальной схемы уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть проведен конкурсный отбор региональных операторов.

В соответствии с:

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

Областным законом от 19 декабря 1997 года № 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления";

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами";

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641";

Постановлением Правительства Свердловской области от 22.06.2017 № 440-ПП "Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами";

Постановлением Правительства Свердловской области от 21.07.2017 № 519-ПП "Об утверждении Требований к содержанию соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами и Порядка заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами";

Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 18.05.2018, заключенным между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и победителем конкурсного отбора региональных операторов по Западной зоне действия – ООО "ТБО "Экосервис" (директор Волков Андрей Юрьевич), деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Полевского городского округа будет осуществлять ООО "ТБО "Экосервис".

Начало обращения с ТКО региональный оператор должен обеспечить с 01.11.2018 года.

До 01.11.2018 года должна быть проведена вся подготовительная работа, в том числе:

- заключение публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора, в соответствии с формой типового договорам;

- заключение договоров на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО с операторами по обращению с ТКО, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию, и (или) размещению ТКО, использование которых предусмотрено территориальной схемой;

- заключение договоров на оказание услуг по транспортированию ТКО с операторами по об

 


пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Карта сайта
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.